Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Городской автобусный подвижной состав представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Он играет существенную роль в единой транспортной системе любого города и страны в целом. На его долю приходится более 60% объема перевозок от всех видов массового пассажирского транспорта, и пассажирооборот составляет около 40%.
Автобус, как транспорт общего пользования, получил распространение не только в городах, но и в сельской местности.
Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщениях. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта [2]. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории городских муниципальных образований и способствуют объединению всех районов города в единый комплекс.
На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени [1].
Основными задачами автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
- полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
- обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и обеспечение безопасности перевозок;
- эффективное использование транспортных средств и максимальное снижение транспортных расходов;
- обобщение и распространение передовых методов работы.
На рынке пассажирских автотранспортных услуг работают предприятия всех форм собственности - от государственной, муниципальной, акционерной до индивидуальных предпринимателей.
С учетом вышеизложенного вопросы, связанные с совершенствованием перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах, в настоящее время, являются не только актуальными, но и требуют всестороннего анализа и рациональных управленческих решений.
Целью настоящей работы является разработка мероприятий по совершенствованию перевозок пассажиров на автобусном маршруте №60 г. Саратов.
Общие задачи работы следующие:
1. охарактеризовать маршрут № 36, исследовать пассажиропоток на маршруте;
2. построить эпюру пассажиропотока, выбрать тип подвижного состава и охарактеризовать его, провести графический расчет потребного количества автобусов на маршруте № 36.
3. Охарактеризовать диспетчерское управление движением автобусов, организовать режим труда и отдыха водителей, составить рабочее расписание движения автобусов;
4. Обеспечить безопасность движения и технический контроль за качеством перевозок.
При помощи графо-аналитического метода нами будет определена рациональная форма работы автобусов и организация труда водительского состава.
1 Организация и планирование перевозочного процесса
1.1 Организация диспетчерского управления движением автобусов на маршруте
При организации перевозок пассажиров необходимо организовать регулярность и точность движения автобусов.
Регулярность и точность движения автобусов обеспечивается, такими факторами, как:
- организацией диспетчерского управления и систематического контроля за движением каждого автобуса по маршруту;
- введением контроля и учёта за движением автобусов по каждому рейсу, как на конечных, так и на промежуточных контрольных пунктах маршрута;
- использованием для контроля за движением автобуса технических средств связи;
- введением расписания движения для каждого автобуса, в котором водителю указывается не только прибытие и отправление с конечных пунктов, но и время проследования промежуточных пунктов;
- установлением для водителей строго допустимых отклонений от заданного времени по расписанию.
Диспетчерская служба на автобусном транспорте призвана подготавливать и организовывать выпуск автобусов на линию, руководить их движением на маршрутах, осуществлять контроль за своевременным возвращением их в предприятие. Диспетчерское руководство на автобусном транспорте подразделяется на внутрипарковое и линейное.
Основными задачами внутрипарковой диспетчеризации являются:
- контроль за подготовкой автобусов к выпуску на линию;
- подготовка путевой и диспетчерской документации;
- организация своевременного выпуска на линию и контроль за временем выезда;
- контроль и регистрация времени возвращения с линии по окончании рабочего дня;
- регистрация всех случаев преждевременного возвращения автобусов с линии по техническим и др. причинам и принятия мер по внеочередной подготовки этих автобусов к повторному выезду или замене их другими автобусами.
Задачи линейной диспетчеризации [4]:
- контроль за соответствием фактического времени движения каждого автобуса времени установленному в утверждённых маршрутных расписаниях;
- регулирование движения, если фактическое движение автобусов откланяется от времени установленного в расписаниях, изменились условия движения автобусов (туман, гололёд и др.), изменились условия перевозок и распределения пассажиропотоков на каких либо направлениях или маршрутах в отдельные периоды суток;
подготовка суточной отчётности по исполненному движению;Описать виды диспетчерского управления, функции, какие документы оформляет при работе. Какие бывают нарушения и как устраняют и т.д.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности использования пассажирского транспорта является совершенствования систем и методов управление работой подвижного состава. В настоящее время пассажирские предприятия крупных населенных пунктов перешли на централизованную систему управления работой подвижного состава на линии.
Схемы диспетчерского управления в каждом АТП носят индивидуальны характер и зависят от местных условий работы предприятия.
На рис.1 представлена типовая схема управления автобусным парком.
Рисунок 1 - Схема управления автобусным парком
Контроль за регулярностью движения на маршрутах наиболее эффективного осуществлять при централизованной системе, при внедрении автоматизированной системы диспетчерского управления движением автобусов (АСДУА).
1.2 Анализ пассажиропотока на маршруте
Определение маршрута — это установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего перевозки [2]. По виду сообщения маршруты подразделяют на внутригородские, пригородные, междугородные и международные. По виду транспорта различают автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты. По форме трассы в плане маршруты бывают маятниковые и кольцевые. По территориальному расположению внутригородские маятниковые маршруты подразделяются на радиальные, диаметральные и хордовые. По роли, выполняемой в транспортной системе, маршруты могут быть основными, подвозящими и дублирующими. По времени действия маршруты подразделяются на постоянные и временные. По категории
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гудков, В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. – М.: Транспорт, 1997. – 255 с.
2. Володин, Е.П. Организация и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом / Е.П Володин, И.И. Громов. – М.: Транспорт, 1982. – 198 с.
3. Ефремов, И.С. Теория городских пассажирских перевозок / И.С. Ефремов, В.М. Кобозев, В.А.Юдин. – М.: Высшая школа, 1980. – 587 с.
4. Артемьев, С.П. Развитие и организация международных автомобильных перевозок / С.П. Артемьев, В.М. Донской – М.: Транспорт, 1983. – 128 с.
5. Дмитриев, О.А. Междугородные автобусные перевозки. – М.: Транспорт, 1982. –, 191 с.
6. Мун, Э.Е. Организация перевозок пассажиров маршрутными такси / Э.Е. Мун , А.Д. Рубец. – М.: Транспорт, 1986. – 135 с.
7. Варелопуло, Г.А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте. − М.: Транспорт, 1990. − 200 с.
8. Спирин, И. В. Перевозки пассажиров городским транспортом: справочное пособие. − М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. − 413 с.
9. Спирин, И.В. Городские автобусные перевозки: справочник. − М.: Транспорт, 1991. −237 с.
10. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник / Под ред. Н.Б. Островского. – М.: Транспорт, 1986. – 307 с.
11. Транспортная логистика: Учебник / Под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2002. – 511 с.
12. Герами В.Д. Методология формирования системы городского общественного транспорта. – М.: «Формат» МАДИ (ТУ), 2001. – 312 с.
13. Шабанов А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизм управления. – Ростов-н/Д: изд-во CКНЦ ВШ, 2001. – 205 с.
14. Гудков, В.А. Пассажирские автомобильные перевозки: Сборник задач и методические указания для практических занятий студентов / В.А. Гудков – Волгоград, 2012. – 16 с.
15. Гудков, В.А. Пассажирские автомобильные перевозки: Программа курса, методические указания и задания по выполнению курсового проекта / В.А. Гудков – Волгоград, 2012. – 25 с.